Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  


Ребенку 15 лет. Она вообще ничего не хочет делать – ни дома, ни в школе, ни с друзьями

[tds_note]

Кл.Ю.:

Дмитрий, здравствуйте! Я хочу сегодня поработать не с бизнес вопросами, а со своей личной проблемой. Эта проблема стала отбирать у меня много сил. Я думаю о ней в процессе работы. Это — проблема с дочерью. Ей 15 лет — она ничего не хочет делать: уроки перестала выполнять, дома не помогает – вообще ничего. Иногда вечером ходит вместе со мной в фитнес клуб и на этом все. Круглыми сутками сидит в телефоне. Мне важно понять:

  1. Как вытащить ребенка из телефона, просто забрать телефон я не могу, она уже не ребенок?
  2. Учителя ругают меня за «тройки», а ей все равно. Учительница сказала, что мне (маме) надо посидеть на уроке. Дочь сказала, что уйдет тогда с урока. Что делать?
  3. Как мотивировать ребенка учиться и вообще привить ей активность в жизни? Родители для нее не авторитет.
[/tds_note]

Д.З.:

Здравствуйте, Юлия. Взаимодействие  мамы и дочки – это процесс двухсторонний, я бы даже сказал в определенный момент почти сакральный. Скажите… Такие отношения, которые вы описали в вашей истории, у вас были с самого начала, или, все таки, было время, когда ваши взаимоотношения с ребенком можно было назвать гармоничными?

Кл.Ю.:

Неееет. У нас всегда были очень хорошие взаимоотношения. Такие проблемы начались примерно год назад.

Д.З.:

А если я вас попрошу вспомнить, какие то предпосылки («первые ласточки» в охлаждение ваших отношений) когда они начались?

Кл.Ю:

(вспоминает) Около двух лет назад, мы с мужем развелись в тот год. Хотя после развода мы с ней стали как подруги, и около года у нас было все хорошо, мы обсуждали с ней все, а потом как то все «сошло на нет».

Д.З.

Давайте проведем линию времени на полу длиной в эти два года: это точка А «начало», это точка Б «факт». И я попрошу вас встать в точку «А» и там вспомнить и ответить на несколько вопросов: вспомните – какое эмоциональное состояние у вас, преимущественно, было на этом периоде?

Кл.Ю.:

В этот период времени я была подавлена, у нас с мужем все было плохо. Все шло к разводу. Мы подолгу разговаривали с дочкой, и я чувствовала от нее  поддержку.

Д.З.:

А теперь представьте, что рядом с вами стоит ваша дочка. Если вы встанете на то же место. Попробуйте войти в ее положение (войти в роль – как в театре). Какие чувства были у дочери в этот период ?

Кл.Ю.:

Она растеряна… Она пытается казаться взрослой (ей было всего 12 лет)… Ей страшно… Ей обидно, она ведь всегда любила отца, а когда я ей жаловалась на него (я не выбирала выражения) она просто не знала что ей делать. Она просто была растеряна, впадала в ступор, а мне казалось, что она ведет себя как взрослая, сдержанная. (слезы).

Д.З.:

Осознание уже очень полезно. Вы сделали огромный шаг вперед… Давайте, теперь, мы вместе будем двигаться вдоль этой линии. В тот момент, когда вы почувствуете, что вспомнили какое то важное событие, которое могло изменить ваши взаимоотношения с дочерью, остановитесь и расскажите об этом чувстве. (начинаем двигаться).

Кл.Ю.:

Тут… у нее был день рождения. Муж уже с нами не жил. Он хотел прийти, но я сказала, что мы уезжаем в другой город к родителям. Я не хотела его видеть! Как мне казалось, мы устроили праздник (девишник). Пришли две ее школьные подруги. Однако дочка была напряжена весь день. Когда все ушли и мы убирали дома, речь зашла об ее отце… Она в гневе выпалила «что у нее нет больше отца…» Ночью я заметила, что она плакала… Я не стала поднимать этот вопрос, мне казалось все забылось… Сейчас понимаю, что после этого случая у нее стали «холодные глаза»… И на меня она стала смотреть по другому… Я ей на этот день рождения подарила этот …. телефон…

Д.З.:

Очень важное замечание. Готовы ли двигаться далее?

Кл.Ю.:

Да. (медленно двигается). А тут я выгнала из дома мальчика, наорала на нее… Я пришла пораньше домой, ни кого дома видно не было. Я пошла в ее комнату, резко открыла дверь — они целовались. Я взбесилась, просто взяла его за воротник и выкинула на лестничную клетку, следом выбросила его обувь и рюкзак. Я орала на нее очень долго… Мне было страшно – насколько далеко они зашли… После этого она перестала со мной разговаривать… просто перестала и все… (Села на корточки, слезы)… Она и перестала обращать внимание на меня после этого… сколько я не пыталась начать разговор она просто молчала и сидела в телефоне…

Д.З.:

Как ваше состояние? Вы готовы продолжать…?

Кл.Ю.:

Да, готова! (делает заметное усилие, медленно двигается по воображаемой линии, периодически вытирает слезы) Тут… Сейчас мы тут…

Д.З.:

Это точка «Б»?

Кл.Ю.:

Да!

Д.З.:

Что именно вы ощущаете в этой точке?

Кл.Ю.:

Безразличие, аппатию. У меня просто нет сил ничего делать… Я не вижу смысла…

Д.З.:

И я попрошу Вас выйти сейчас за пределы этого воображаемого отрезка жизни. (Кл.Ю.: перемещается встает недалеко от предполагаемой линии, смотрит на нее отстраненным взглядом). Сейчас я предлагаю вам продолжить… Представьте, что этот отрезок времени в вашем воображении начинает увеличиваться и идет в будущее… от точки сейчас он продлевается «вперед» и на каком то этапе этого близкого будущего представьте вашего ребенка – вашу дочку такой, какой вы хотели бы ее видеть…

Кл.Ю.:

(Смотрит отстранённым взглядом, продолжает утирать слезы, через минуту на лице появляется улыбка, слезы продолжают идти, но она как будто их не замечает). Да я представила…

Д.З.:

Посмотрите как она себя держит… Какое у нее выражение лица… Какие жесты она совершает…

Кл.Ю.:

Она улыбается, она… что то делает, какая-то активность, разговаривает по телефону, машет мне и улыбается… (сама улыбается, слезы продолжаются).

Д.З.:

Попробуйте встать на то место, где вы ее представили…(переходит на воображаемую линию) Если бы вы играли роль, как в театре, своей дочери – какие чувства она тут переживает?

Кл.Ю.:

Она активна… Ей радостно… У нее много планов… Она уделяет мне времени мало… Я с одной стороны радуюсь, с другой стороны мне одиноко… Она стала не такой близкой… (улыбка пропадает, слезы…)

Д.З.:

Давайте поговорим по поводу вашего чувства одиночества…

Кл.Ю.:

Нет! Не надо… Я все поняла…

Д.З.:

Вы можете проговорить свой вывод?

Кл.Ю.:

Я просто не хочу, чтобы она взрослела… (плачет). Я делаю ей замечания и оправдываю себя, тем, что делаю ее лучше. Я не разрешаю ей делать то, что ей хочется, оправдывая себя тем, что оберегаю ее… На самом деле, я просто боюсь что с окажусь одна…

Д.З.:

«Чувство одиночества»! Как вы думаете — чего вы боитесь когда оно появляется ?

Кл.Ю.:

Клубок страхов. Страшно, что она уйдет из моей жизни и я стану ей (дочери) не нужна. Страшно, что я буду проводить вечера дома одна, в пустом доме. Страшно, то, что меня ни кто не любит (снова плачет…)

Д.З.:

Я предлагаю вам вновь выйти за пределы воображаемой линии и обратить внимание на его часть от точки «Б» до того момента, когда вы представили свою дочь такой, какой вы хотите ее видеть… На этом промежутке есть вы сами. Без вас ваши отношения не смогут быть гармоничными. И вы тоже не такая как сейчас – вы на этом участке воображаемой линии времени женщина, которая «любит и любима» — у нее есть такая любовь, которая ей необходима и достаточна. Представьте свой образ на этом участке… Где именно он находится… Как вы выглядите в тот момент когда вы «любите и любима»… Как вы стоите, как вы себя держите, каков ваш взгляд…

Кл.Ю.:

(выпрямляется спина, появляется спокойствие на лице) Спокойно, умиротворенно. Мне не нужно никуда бежать… Я чувствую, что рядом есть близкие мне люди (не то что они стоят рядом, а то, что они просто есть и мне спокойно).

Д.З.:

Давайте перейдем в этот момент на воображаемой линии. Встаньте так же, как вы стояли в своем представлении. (встает, на лице появляется чуть видная улыбка). Расскажите что появилось у вас сейчас, чего не было там (показываю) в точке «Б» ?

Кл.Ю.:

Появилось спокойствие и уверенность; появилось понимание того, что все самые невероятные мечты достижимы. Я спокойна и эмоционально не реагирую на то, что мне говорят другие. Я понимаю, что все закономерно. Эээээээф (выдыхает). Тут все по-другому. Тут я чувствую легкость, такую же, как чувствовала когда то давно в детстве, когда девчонкой приезжала к своей прабабушке. Я ее очень хорошо помню, хотя она умерла, когда мне было всего 5 лет. Мы все ее просто обожали… (молчит). А знаете, я поняла, почему мы ее так любили!

Д.З.:

…?

Кл.Ю.:

Она никогда не отказывала, она всегда поддерживала все наши детские, даже самые сумасшедшие идеи… Несмотря на то, что бабушка (ее дочь) постоянно ругалась с ней. Однажды мы прибежали и рассказали, что решили прыгать со стога сена (это почти три метра высотой). Она вместо того, что бы запретить нам это делать пошлапрыгать с нами… (смеется). Только вместо высокого стога, она специально для нас сделала стог поменьше (небольшую кучку соломы) и мы весело порезвились на ней… Она никогда не была одинока… Даже когда она умерла на ее похороны пришла наверное вся деревня…

Д.З.:

Если бы вы спросили вашу прабабушку о том, как быть любящей и любимой – как вы думаете, что бы она вам посоветовала?

Кл.Ю.:

Перестать быть дома «сварливой бабой». Это на работе я руководитель – дома мне надо быть другой — любимой и любящей. Не надо добиваться результатов и выполнять планы дома. Дома надо созерцать, как прекрасна жизнь… (слезы и улыбка).

Д.З.:

А теперь представьте, что вам необходимо сделать – какие ключевые моменты должны быть сделаны и где на воображаемой линии времени от точки «Б» до точки «Любящей и любимой» и далее до точки «Счастливой дочери…» они должны появиться?

Кл.Ю:

Мне нужен отпуск, минимум на неделю, и его я возьму в конце месяца. Мы с дочерью должны поехать отдыхать, сделаем ей больничный для школы и …. И поговорю с ней, куда ей хотелось бы поехать…. Во-вторых надо снимать с себя роль руководителя… Я даже знаю как (оживилась). У меня есть любимое кольцо, в котором я чувствую себя «Большим боссом» и оно мне очень нравиться. Когда я его одеваю, как будто становлюсь сильнее. Вот его я стану оставлять на работе. Надо поговорить с дочкой и сказать, что я ее люблю… и мне не важно кем она будет я ее все равно буду любить… (сессия продолжалась…)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

[tds_info]

Нежелание ничего делать, апатичное состояние, как правило, не появляются в один день. Оно формируется у ребенка в течении длительного периода. Скорее всего, в это время, происходят некоторые психотравмирующие ситуации, которые и стали причиной подавленного настроения и «ухода в телефон».

Один из базовых вопросов, с которым придется разбираться – что это за травмирующие ситуации?

Это, могут быть проблемы во взаимоотношениях со взрослыми или со сверстниками, с которыми он не справился, а решил, что проще «забить» на эти отношения и не обращать внимание на них вовсе. Проще переждать этот период жизни (пересидеть его в телефоне), закончить школу кое-как и потом «начнется новая жизнь» без этих проблем.

Это, может быть некоторая эмоциональная реакция (обида). Обиделся на кого-то из родителей и лучший способ выразить свою обиду – перестать стремиться к чему то хорошему (в разрез с требованиями родителей). «Не стану одевать шапку, путь лучше уши отморожу» Такое пассивное выражение агрессии.

Это, может быть конфликт в семье, который перерастает в то, что ребенок не хочет походить на родителей. Но других авторитетов он не нашел… И он либо экспериментирует со своей жизнью, либо мотивация к активности пропадает вообще.

Это, может быть неудачная попытка выразить себя в каком либо деле, которая привела к тому, что ребенок испытал психологическую боль (над ним просто посмеялись). Он начинает ощущать свою беспомощность.

[/tds_info]

ТЕХНОЛОГИЯ…

Работа с линией времени – одна из базовых технологий, которую мы изучаем в программе нейрокоучинг, нейропсихология и современные подходы к нейролингвистики.

  • Представить время как метафору линии (пути) и определить на ней точки сейчас
  • Определить направление в прошлое и пойти по этому направлению в поисках причин, которые к тому привели.
  • Сформировать образ будущего и определить основные шаги, выполнение которых обеспечивает достижение желаемого будущего.

Если вы хотите поработать с данной техникой «ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ» в формате самокоучинга, то:

  • Прочтите внимательно бланк самокоучинга, который приведен ниже
  • Распечатайте и заполняйте его в процессе

смотреть

[tds_note]

Шаг, его описание Результат, который необходимо получить Впишите в бланк
1.1.    Определите сложность, с которой вы столкнулись в вашей жизни… 1.2.    Сформулируйте положительный результат - определите, что бы вы хотели сделать с этой сложностью… Впишите положительный результат тут
1.3.    Проверьте еще раз результат – он должен быть позитивный 1.4.    Можете ли вы представить то, что вы хотите получить?

1.5.    Как вы будете смотреться со стороны когда добьетесь желаемого?

Нарисуйте – изобразите результат тут
2.        В пространстве нарисуйте мысленную линию. Определите где на этой линии  прошлое, где настоящее, а где будущее 2.1.    Определите точку настоящего, встаньте в эту точку и представьте, что у вас есть на настоящий момент. Встаньте в точку «Настоящее» и посмотрите в прошлое…
3.        Начните медленно двигаться в прошлое, задав себе вопрос – «В чем причины моей проблемы сегодня?», «Откуда появились сдерживающие факторы, в чем их основа в прошлом?» 3.1.    Двигайтесь в прошлое, медленно… Как только в голову придет какая то мысль остановитесь, проанализируйте ее.

3.2.   Когда вы дойдете до причины, представьте, что вы сделали в ней что-то по другому… и эти изменения стали по другому менять вашу жизнь…

Представьте, что вы сделали что-то по-другому и последствия вашей жизни изменились
4.        Вернитесь в точку «Сейчас». Посмотрите в «будущее». Определите, где разместить образ желаемого результата? 4.1.    Разместите образ желаемого результата в той точки, где вы почувствуете, что он должен быть.

4.2.   Можете разместить картинку на этом месте.

Определите точку желаемого результата.
5.        Медленно начните двигаться в сторону будущего. 5.1.    По мере движения в тот момент когда вы посчитаете нужным остановитесь и отметьте эту точку.

5.2.   Ответьте себе на вопрос – «Что это за промежуточный момент?» «Как его (этот момент) можно характеризовать?»

Определите количество «промежуточных точек» по мере достижения своих целей: запишите их тут:

·          __________________

·          __________________

·          __________________

·          __________________

6.        В тот момент, когда вы дошли то точки «Итогового результата» повернитесь в обратную сторону и посмотрите на проделанный вами путь… Сформулируйте план мероприятий (действия) которые вы должны сделать сегодня, что бы добиться этого результата. 6.1.    Еще раз вспомните то, как вы проходили этот путь…

6.2.   Какие «промежуточные этапы» этого пути вы выделили

6.3.   Какие действия вы должны сделать

Запишите перечень действий, которые вы увидели:

·          __________________

·          __________________

·          __________________

·          __________________

7.        Вернитесь в точку «Сейчас» посмотрите «в будущее». Из этой точки зрения сформулируйте порядок действий, для достижения вашей цели… 7.1.    Из точки здесь и сейчас смотря в сторону будущего – на те этапы который вы составили – что необходимо сделать еще, какие риски надо проработать ? Запишите перечень действий, которые вы увидели:

·          __________________

·          __________________

·          __________________

8.       Проработайте все эти действия, составьте из них пошаговый алгоритм, который необходимо вам реализовать, для того, что бы добиться того, что вы хотите… 8.1.   Ответьте на несколько вопросов:

а) Когда вы это сделаете ?

б) Кого вы привлечете для решения этого вопроса ?

в) Какие ресурсы вам понадобятся, для того, что бы выполнить работу.

Запишите ответы на эти вопросы:

[/tds_note]

Подписывайтесь на телеграмм канал…

https://t.me/RussiaCoach

Сервис обратного звонка RedConnect